Мейнстрим с камаринской (лучшая аудиосистема месяца по мнению журнала "Автозвук")

Тип системы: аудио
Состав: 3‑полосный фронт + тыл + сабвуфер
Источник: OEM
Процессор: Audison bit one
Ламповый драйвер: Phant Audio Tube Driver 4
Усилители: ESX Vision VE 800.4, ESX Vision VE 1000.1
Акустика: Crecendo Opus 7В, Opus MB 3
Сабвуфер: Crescendo Etude 2.10

Разные системы бывали на наших страницах — и неимоверно сложные, где установщики «выкамаривались» при изготовлении каждого узла, и простые «до безобразия». Предел простоты, как совершенно понятно — оставить всё, что можно, штатным. Это — предел, к которому стремится значение аудиосистемы, когда лень и апатия хозяина машины стремятся к бесконечности. Можете дать этой теореме моё имя, хотя я не настаиваю.

Но вот что интересно: наблюдается устойчивая тенденция, своего рода «новый мейнстрим»: развёрнутые и технически совершенные системы на основе штатных головных устройств получают всё большее распространение. Ещё совсем недавно сохранение штатной «головы» воспринималось как моветон — настолько уступали они продвинутым устройствам aftermarket.

А чтобы покупателю неповадно было менять штатное головное устройство, его год от года всё более настойчиво (и успешно) интегрируют в автомобиль и косметически, и системно — дисплей, управление и т.д. Но времена меняются не всегда в плохую сторону: делая всё возможное (некоторые — даже больше), чтобы затруднить нашему брату и нашей сестре переделку системы под нештатную «голову», они и сами уже не плетутся в хвосте аудиопрогресса, хотя бы за это, второе, им спасибо.

Основной массе автомеломанов возможностей штатной «головы» теперь вполне хватает, и они могут сосредоточиться на акустике, усилителях и прочих (если надо) звеньях сигнального тракта. Факт этот «королям афтермаркета» давно известен, отсюда входы высокого уровня у большинства усилителей, отсюда появление новой категории техники — процессоров-интеграторов.

Таковы оказались исходные условия работы с этим автомобилем, очень редким не только на наших просторах и направлениях, но и на рю и автобанах Европы, на тесных европейских парковках открыть его дверь даже до половины будет непросто. Но двери — это отдельная история, пока, как говорил один из героев Бабеля, «не будем размазывать белую кашу по чистому столу». Всё, что я мог бы дальше сказать, вы и без меня знаете: трудная судьба автомеломана, корявые штатные динамики, засунутые волей дизайнеров куда не надо, и всё такое прочее. Поэтому полную версию предыстории появления автомобиля Chevrolet Camaro V в компании «Автобам» я опущу, перейду сразу к системе.

Задача была сформулирована кратко: «разумный High End без фанатизма». То есть максимально доступное качество звучания в рамках имеющейся материальной базы. Ламповый дивайс — можно, а лампы по индивидуальному заказу в нём и серебряные провода к нему и от него — не нужно. Выше того, что даёт источник сигнала, не прыгнешь. Поэтому выбор структуры тракта и подбор компонентов, которыми занимались Владислав Пресняков и Константин Сухаревский, были подчинены этому требованию.

Структура аудиотракта идеально ложится в традиционный мейнстрим современного car audio: трёхполосный фронт с раздельным усилением, тыловая подзвучка с намеренно ограниченными возможностями и сабвуфер. Зато в реализации системы немало интересных технических находок. Прежде всего, пришлось капитально поработать с головным устройством — сделать линейные выходы с достаточным уровнем сигнала, чтобы не набрать помех по дороге. Дальнейшей обработкой сигнала занимается «живой классик» эпохи интеграции в штатные системы — Audison Bit One. Он мог бы, в принципе, работать и с сигналами высокого уровня, но так далеко от намеченной цели решили не отступать.

Чтобы добавить «воздух» в обработанный процессором сигнал, в каналы средних и высоких частот установлен четырёхканальный ламповый буферный предусилитель Phant Audio, малосерийный продукт лаборатории Sound Lab. Он уже не раз появлялся в составе систем, описанных в этой рубрике, в том числе (это показательно) — на борту УАЗ Patriot, запросто ездившего с ним от Москвы до Комсомольска-на-Амуре, без ущерба для детальности, вовлечённости и воздушности звучания. Если это — не ресурсные испытания, то я уже и не знаю...

Дальше — проще. Один четырёхканальный усилитель обслуживает каналы средних и высоких частот, второй — каналы низких и тыл. Сабвуферу, само собой — отдельный моноблок. Усилители ESX Vision VE были выбраны из многих кандидатов за реалистичный звук и солидные запасы мощности: четырёхканальники выдают до 200 Вт на канал, моноблок — до киловатта. Здесь как раз тот случай, когда запас мощности лишним не будет: «Камаро» — машина резвая, спортивная, вбухивать в неё полтора центнера шумоизоляции было бы идеологически неправильно, несмотря на целый табун под капотом (400 лошадок, однако). Рёв двигателя оказалось выгоднее перекрыть, чем подавить, и от тотальной шумоизоляции отказались. Основательно обработали только двери — на них легла основная акустическая нагрузка и отдельные элементы кузова.

Пожелания по компоновке системы были традиционными: багажник — максимально сохранить, интерьер салона — не менять. Однако три усилителя, процессор и сабвуфер требовали положенного им места. Пришлось искать баланс между желаниями и возможностями — в первую очередь в компоновочном плане.

Сабвуфер особой сложности не представлял — десятидюймовая головка Crescendo Etude 2.10 прекрасно поместилась в левом крыле в закрытом корпусе объёмом 24 л. Корпус выполнен по технологии «фанерный стелс», когда довольно причудливые обводы формируются из отдельных плоских элементов.

С усилителями задача была намного серьёзнее. Для их установки пришлось сделать специальную конструкцию с откидными рамами, которая расположилась в правом крыле. Объём багажника в результате не изменился, усилители легко доступны. Хотя, по совести говоря, это требуется нечасто: вся обработка сигнала, включая регулировки уровней в каналах, сосредоточена в процессоре. Единственное, что требуется — отрегулировать начальную чувствительность усилителей, а больше туда можно не заглядывать. Ну если только так, полюбоваться сделанным...

Фронтальная акустика решена вполне традиционно. При известной доле изобретательности и соизмеримой доле политической воли в дверь такого объёма и размаха можно было поставить даже десятидюймовый динамик. Ограничились калибром 6,5 дюйма — характеристики именно этого динамика наиболее сбалансированы с его собратьями по трёхполосному комплекту Crecendo Opus 7В.

На тыловую подзвучку поставили среднечастотники Crecendo Opus MB3. Там они работают, во-первых, «в гордом одиночестве», по концепции системы требовалась именно подзвучка, которой ни бас, ни верх во «фронтальных» дозах не нужны и даже вредят. В рамках этой же концепции тыловые динамики установлены почти вплотную друг к другу, на деле стереобаза тылу тоже не очень к чему, но об этом вспоминают редко. Одни — потому что не знают, другие — под влиянием стереотипов, третьих прельщает простота установки в штатные места. Здесь не было ни одного, ни второго, ни третьего, поэтому тыл оказался установлен так, как он установлен, нужную фотографию вы, вероятно, уже заметили, по глазам вижу.

За рассказом о компонентах я как-то упустил кабели — что совсем не удивительно, они не на виду, и об их роли в формировании звучания нередко забывают. Только не в системах высокого уровня — там вылезает такое, что никакими теориями не объясняется. В тракте использованы акустические и межблочные кабели Belsis, а межблочник в канале сабвуфера — вообще от бас-гитары. Мне кажется, я знаю, как произошёл этот выбор. Наверняка (хотя документального подтверждения у меня нет, да и на словах я не спрашивал, не успел) тот же, кто придумал Phant Audio (Лысенко его фамилия, может, слыхали), посоветовал попробовать. И получилось. Потому что уже не раз получалось у него, «жирный» бас без искажений охотнее всего проходил именно через такой кабель... Так что, подводя итоги, сказать, чего больше оказалось в этой машине, мейнстрима или камаринской, не так и просто...

При такой глубине стилизации под золотую эпоху Muscle Cars мысль о замене штатной «головы» граничит с кощунством.

Необычная компоновка тыловой акустики на самом деле наиболее разумна, когда речь идёт именно о подзвучке.

Нетипично широкие стойки лобового стекла дали дополнительный простор для опытов, в итоге СЧ и ВЧ-излучатели встали «по горизонали».
Гигантская дверь могла бы, в принципе, вместить басовик и гораздо крупнее. Но это не обязательно означает «гораздо лучше».
Обратная сторона гигантизма: НЧ-головку понадобилось поднимать над плоскостью дверной панели, а работать «в тоннеле» басовику не очень хорошо.
Вот что сделали: в панели было гнездо по калибру штатного 6‑дюймового мидбаса. Отверстие расширили как будто под больший калибр и установили глухие гайки.
Верхнее и нижнее кольца зафиксированы фанерными «сухариками».
Зазор между кольцами заполнен стеклокомпозитом так, что внутри колодец получился расширяющимся.
Слева в багажнике — сабвуфер с собственным усилителем. При снятой фальшпанели видно: корпус сабвуфера — «фанерный стелс», усилитель установлен на стальной раме.
Рама усилителей (и процессора) сварена из квадратного стального профиля. Часть рамы сделана откидной на шарнирах.
Для установки копмонентов на каждом «этаже» закреплены фанерные панели. Готовая рама в багажнике.
Обратите внимание: выше 60 Гц вся АЧХ укладывается в довольно тесную «трубку» допуска, мелкие подробности только подчёркивают общее поведение. Ниже 60 Гц (а там — сабвуфер) уровень звукового давления поднят, как заказывали, при этом максимум приходится на 30 Гц, именно туда, куда, по мнению моих коллег по тестовым рубрикам, он и должен. С чем я с ними и раньше был согласен, а после прослушивания этой машины — тем более.
Справа сабвуфера нет, зато усилителей — два, «бутербродом». И ещё кое‑что…
Вот оно, «кое‑что» — ламповый драйвер Phant Audio.

SQ

Если это — новый мейнстрим, то я согласен, пусть будет. Система прозвучала отлично. Детальность, макро- и микродинамика великолепны, заметных на слух искажений нет ни при малой, ни при большой громкости.

Тональный баланс приятен на слух, хотя и отличается от канонического аудиофильского. Тем хуже для аудиофилов — мы слушаем музыку, а не инструменты. Некоторый избыток суббаса и нижнего баса закономерен и обоснован: я слушал на стоячей машине, а тот, для кого это делалось, слушает на ходу, в компании 400 лошадей.

Остальная часть звукового диапазона ровная, без замечаний. Высокие частоты яркие, детальные, немного выделена и верхняя середина, «воздуха» действительно много. По‑хорошему много, «для души, а не для славы». Ламповая часть тракта (я думаю, это она) ощутимо прибавляет выразительности звучания, особенно на женском вокале — исполнительница как бы подходит ближе и смотрит не на кого‑то в зале, а на вас. Ну, вы понимаете…

Наши филиалы:

Я согласен на использование cookie файлов