Как уберечь двигатель от перегрева в летнюю жару
В летнее время водители намного чаще сталкиваются с перегревом двигателей в автомобилях, чем осенью, зимой или весной. В жаркую погоду система охлаждения ДВС работает на пределе своих возможностей, поскольку эффективность теплоотвода напрямую зависит от разницы температур антифриза и окружающей среды. Летом она становится минимальной, поэтому жидкость может охлаждаться хуже, чем в других условиях. Из-за этого повышается вероятность перегрева мотора. Если температура антифриза превысит пороговое значение, установленное автопроизводителем, это может привести к тяжелым неисправностям двигателя. Причем иногда для устранения последствий приходится проводить дорогостоящий капремонт.
Чтобы избежать таких неприятностей, следует знать не только симптомы перегрева, но и способы его предотвращения. В первую очередь следует рассмотреть симптомы. Во-первых, перегретый мотор может работать хуже, чем обычно. Машина начинает двигаться рывками, а ее мощность заметно падает, из-за чего автомобиль слишком медленно ускоряется при нажатии на газ. Во-вторых, из-под капота может повалить густой пар, возникающий из-за кипения охлаждающей жидкости. В лучшем случае он выходит через пробку расширительного бачка, но гораздо хуже, если пар прорывается через лопнувший радиатор или поврежденные патрубки. В-третьих, при перегретом двигателе может ощущаться запах антифриза, причем не только под капотом, но и в салоне машины. В-четвертых, на приборной панели загорается значок перегрева ДВС, а стрелка температуры уходит в красную зону.
Наиболее распространенной причиной перегрева двигателя является утечка антифриза. Она может возникать из-за любых нарушений герметичности охлаждающей системы. Например, жидкость может протекать через прогнивший радиатор, лопнувшие или потрескавшиеся патрубки, поврежденную помпу или изношенные прокладки ГБЦ или клапанной крышки.
Вторая причина перегрева – заклинивший термостат, который не позволяет жидкости циркулировать по большому кругу и охлаждаться в радиаторе. Его нет смысла восстанавливать, дефектные термостаты практически во всех случаях меняют на новые.
Третьей причиной является непроходимость контура. Например, внутри патрубков или радиатора может образоваться налет, накипь и другие отложения, из-за которых затрудняется циркуляция антифриза. В таких ситуациях нужно проводить промывку системы и заливать новый антифриз.
Четвертая причина перегрева двигателя – использование антифриза неподходящего класса. Это особенно важно для мощных теплонагруженных моторов, устанавливаемых в современных автомобилях. Использование неподходящих или некачественных антифризов в таких двигателях может приводить к перегреву, поскольку несовместимые жидкости могут иметь низкие показатели теплопроводности и теплоемкости, которые не соответствуют требованиям автопроизводителя.